ТУ-134 - самый удачный "свисток" и 10 лет катастрофы в Бесовце...

ТУ-134

Аэродромные остряки прозвали ТУ-134 "свистком" - благодаря характерному звуку турбин. За 50 лет "свисток" стал самым удачным проектом гражданской авиации Советского Союза.
Но даже самые удачные не застрахованы от падения...

История ТУ-134

В 1960 году небо СССР осваивал первенец реактивной гражданской авиации ТУ-104 и ему на смену разрабатывался ТУ-124. В том же 1960 году Генеральный Секретарь Коммунистической партии Советского Союза Н.С. Хрущёв посетил с официальным визитом Францию, где его прокатили на французской "Каравелле". Француженка удивила его низким уровнем шума, что достигалось необычным расположением двигателей по бокам хвостовой части фюзеляжа.

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

CaravelleCaravelle

По возвращении, генсек одним росчерком пера решил судьбу ТУ-124. А туполевцы стали аврально работать над новым самолётом похожим на "Каравеллу".

Самолёт получился удачным. Первый серийный ТУ-134 поднялся в воздух в 1966 году. С момента визита Хрущёва во Францию прошло шесть лет...

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

ТУ-134ТУ-134

Серийное производство ТУ-134 на Харьковском авиазаводе продолжалось почти 25 лет и было остановлено лишь в 1989 году. Всего было собрано 850 машин, а более сотни улетели за границу.

До начала двухтысячных ТУ-134 и ТУ-154 составляли основу авиапарка российских авиакомпаний. Значительную часть "Тушек" активно использовали в деловой авиации и переделывали в бизнес-джеты.

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

ТУ-134ТУ-134

Но стремительный рост цен на топливо сделал прожорливую "Тушку" неконкурентоспособной. В 2019 году ТУ-134 выполнил свой последний регулярный рейс. Им стал полёт авиакомпании "Алросса" на самолёте с бортовым номером RA-65693 из Мирного в Новосибирск.

Но "Тушки" продолжают летать в Сирии и Северной Корее. Несколько самолётов летает в ведомственной авиации, а Минобороны не планирует вывод из эксплуатации ТУ-134 до 2033 года.

20 июня 2011 года

Это был обычный летний день. Белые ночи в Карелии уже были в самом разгаре своего великолепия. Неделя только началась и понедельник не предвещал ничего сверхъестественного. Небо было затянуто облаками, шёл небольшой дождь, но было не холодно около 15°. Обычная карельская погода для этого времени года и суток.

Около деревни Бесовец на берегу реки Шуя, время шло к полуночи и в белой ночи к аэропорту Петрозаводска, приближался самолёт ТУ-134А с регистрационным номером RA-65691. На борту было 43 пассажира и 9 членов экипажа...

В 23:40:12 местного времени самолёт зацепил верхушки деревьев, затем порвал линию электропередач. И пролетев 510 метров врезался в землю, остановившись на краю деревни Бесовец у перекрёстка дороги на аэропорт...

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

Место катастрофыМесто катастрофы

На месте трагедии погибло 47 человек, 5 человек получили очень серьёзные травмы, самолёт был полностью разрушен.
Жилые дома чудом остались не уничтожены, насыпь автомобильной дороги задержала движение обломков самолёта...

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

Место катастрофыМесто катастрофы

Почему? Как ? Как же так?

Самолёт ТУ-134А был построен на Харьковском авиационном заводе 29 апреля 1980 года. 20 июня он выполнял рейс из Внуково (Москва) в Бесовец (Петрозаводск)...
По заключению Межгосудаственного Авиационного Комитета никаких нарушений в эксплуатации самолёта не было, квалификация членов экипажа соответствовала требованиям безопасности, никаких поломок и отказов техники выявлено не было.

Причинами катастрофы названы следующие факторы:
1. Координаты введенные в систему спутниковой навигации самолёта были введены не в той системе координат, в которой работала система спутниковой навигации, что дало отклонение в 130 метров вправо от взлётно-посадочной полосы.
2. Экипажу была передана метеосводка не соответствующая фактической погоде на момент посадки. Неправильная информация о ветре дала дополнительные 120 метров отклонения вправо от взлётно-посадочной полосы к уже имевшимся 130 метрам.
3. Экипаж оказался не "слётанным", что выразилось в подчинении командира воздушного судна штурману, у которого была определена лёгкая степень алкогольного опьянения.

Вот такое резюме вытекает из отчёта Межгосударственного авиационного комитета. С подробностями можно ознакомиться по ссылке:
https://mak-iac.org/rassledovaniya/20-iyunya-tu-134-ra-65691/
А текст отчёта можно скачать здесь:
https://mak-iac.org/upload/iblock/bb2/report_ra-65691.pdf

Вопросы, вопросы, вопросы...

Чем больше изучаешь текст отчёта МАК, тем больше возникает вопросов...
Тогда, в 2011 году обстоятельства сложились так, что на второй или третий день после катастрофы мне довелось оказаться на месте трагедии. Был я там не долго, в качестве просто случайно проезжавшего через это место. Фотографировать естественно возможности не было, да и времени было не много, но многие вещи рассмотреть удалось. И когда через некоторое время появились сообщения в новостях, то я обнаружил, что они не соответствуют тому, что мне довелось увидеть...

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

Место катастрофы июнь 2011 годаМесто катастрофы июнь 2011 года

Самое большое несоответствие то, что на месте трагедии не было следов большого пожара. А в новостях говорили, что у самолёта было достаточно топлива, что бы улететь не только на второй круг, но и на запасной аэродром - Пулково. В последствии, в отчёте МАК, было сказано, что на момент падения, на борту воздушного судна было 5 600 килограмм топлива (керосина).

Место, где произошла трагедия имеет небольшую площадь и если бы там разлилось пять с половиной тонн керосина, то пожар там был бы не маленький. Но на деревьях не было следов огня, битум в асфальте также не выгорел...

А не разлиться керосин не мог, я осмотрел обломки самолёта, которые до сих пор хранятся в Бесовце. Конечно там далеко не все обломки, большую их часть увезли. И то, что мне удалось увидеть, не вызывает сомнений, что топливо из баков разлилось...

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

Обломки ТУ-134 через 10 лет после катастрофыОбломки ТУ-134 через 10 лет после катастрофы

В отчёте МАК приведена хронология событий: "Первыми ( ≈ в 23:57:00) из аварийно-спасательных служб аэропорта на место АП прибыл пожарно-спасательный расчет ПСР-1, который приступил к спасению людей и одновременно к тушению очагов пожара. На тушение пожара были поданы два ствола СВП с АА-40 (Аэродромный пожарный автомобиль КАМАЗ 43105)." "В 00:02:00 к месту АП прибыли расчёты аварийно-спасательной команды аэропорта. К моменту прибытия первой пожарной машины аэропорта на месте АП уже была одна пожарная машина МЧС ЗИЛ-131 ПЧ-67 (расстояние от места дислокации до места АП приблизительно 4км), которая была направлена в 23:43:00 по звонку на «01» от свидетелей происшествия." "В 00:05:00 было ликвидировано горение разлившегося авиатоплива. В 00:07:00 прибыл второй пожарный автомобиль аэропорта АА-60 (аэродромный пожарный автомобиль МАЗ 7310)." "В 00:37:00 было ликвидировано горение фюзеляжа самолёта." "В 00:52:00 было ликвидировано горение керосина в лесном массиве (по другую сторону дороги)."И вот что-то здесь не так... Написано, что разливы топлива у дороги и на дорожном полотне тушили около 5-ти минут. А потом ещё примерно пол часа тушили керосин в лесу. Но пять с половиной тонн керосина так не горят. Не было следов горения пяти с половиной тонн керосина, ни в лесу, ни на дороге...Я не делаю никаких выводов, просто то, что я видел не соответствует тому, что говорили в новостях, а потом появилось в отчёте МАКа...

Место катастрофы в наши дни

Место падения самолёта заросло, но ещё виден просвет между деревьев - это остатки просеки, которую прорубил падающий ТУ-134. Вот как место выглядит в наши дни:

Место падения в наши дниМесто падения в наши дни

Мемориал погибшим около места падения катастрофы:

Переходите по ссылке и листайте галерею картинок:
https://zen.me/S7kxj

Мемориал погибшим в катастрофеМемориал погибшим в катастрофе

Авиакатастрофа ТУ-134 Бесовец 10 лет

Переходите по ссылке и подписывайтесь на канал Записки Землян:
https://zen.me/S7kxj

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение