Крупнейшая провокация КГБ: толпы хиппи рядом с Кремлём

Советские хиппи

50 лет назад, 1 июня 1971 года сотни московских хиппи собрались на антиамериканский митинг. Протест против агрессии США во Вьетнаме плохо закончился для советских пацифистов.

Новая молодёжная субкультура появилась в СССР вполне по-советски. В сентябрьском номере журнала «Вокруг света» за 1968 год вышла статья Генриха Боровика «Хождение в страну Хиппляндию». Опытный пропагандист, с одной стороны, радовался тому, что американские подростки бегут от своих буржуазных родителей, отвергая их лживые ценности, а с другой, — издевался над бездуховностью и дикостью самих подростков.

Фрагмент статьи Генриха Боровика. Источник: «Вокруг света», 1968, № 9 Фрагмент статьи Генриха Боровика. Источник: «Вокруг света», 1968, № 9 

Статья вызвала неожиданный эффект — тысячи советских юношей и девушек заинтересовались взглядами своих заокеанских ровесников и захотели быть такими же, как они. В крупных городах страны появились компании длинноволосых молодых людей в одежде разной степени обтрёпанности. Они никому не мешали, просто, сидя в парках и скверах, пели под гитару, чаще всего что-то англоязычное. Вечерами хиппи перемещались к кому-нибудь домой, где продолжали культурно отдыхать, употребляя алкогольные напитки. Крепких они не любили, предпочитая дешёвый портвейн.

В Москве они собирались на Пушке (Пушкинская площадь), на Маяке (площади Маяковского, ныне Триумфальная), на Психодроме (скверике у входа в корпус МГУ на Моховой), гуляли по улице Горького.

Многие из столичных хиппанов были детьми непростых родителей и жили в центре, так что вечерами тусовка перебиралась к кому-нибудь на флэт, где сразу врубали музыку. «Главным для нас были не клеша, не джинсы и не длинные волосы, — говорил культуролог и музыкант Александр Липницкий. — В бога мы тогда не верили, и религией для нас был рок-н-ролл, и в первую очередь — «Битлз»».

Советские хиппиСоветские хиппи

Существует несколько версий событий 1 июня 1970 года их предыстории. Согласно одной, в последних числах мая молодые люди в аккуратных костюмах подходили к хиппанам, сидевшим на Маяке и Психодроме, и предлагали им провести демонстрацию против войны во Вьетнаме у стен посольства США. Молодые люди якобы не скрывали, что они — сотрудники КГБ, обещали покровительство своей конторы и помощь в доставке автобусами от мест тусовок хиппи к стенам посольства. По другой версии, хиппарей уговаривал антивоенно шумнуть сам Бураков (Юрий Бураков был сыном полковника КГБ), который незадолго до того пойман при покупке наркотиков и был завербован КГБ. Немецкая исследовательница истории хиппи Юлиана Фюрст утверждает, что получила доступ к архиву Буракова и в его записях нашла мотивацию этих уговоров: «Я хочу показать, что наши «волосатые» — тоже хорошие люди, тоже достойные граждане Советского Союза». По её словам, Солнце ходил в Моссовет и согласовал там демонстрацию в подозрительно короткий срок.  

Сквер перед зданием МГУ, начало 1970-х. Источник: pastvu.comСквер перед зданием МГУ, начало 1970-х. Источник: pastvu.com

Как бы то ни было, сотни московских хиппи собрались протестовать против американской военщины. 31 мая к некоторым из них подходили знакомые ребята из комсомольских оперотрядов и по секрету рассказывали, что ходить к посольству нельзя, что готовится провокация и массовые задержания. Уговорам мало кто поверил.

В полдень 1 июня на Психодроме собралось человек 500−600. В толпе были видны плакаты «Руки прочь от Вьетнама», «Make Love, Not War» и «Give Peace A Chance». Как и было обещано, подъехали автобусы. Внезапно выросшие как из-под земли милиционеры и оперотрядники стали набивать транспортные средства растерявшимися хиппарями. Задержания произошли также на Маяке и в других местах. Под раздачу попали и случайные люди, в том числе музыкант и будущий кинорежиссер Максим Капитановский: «Я работал на военном заводе, был комсоргом цеха, учился в университете на первом курсе юридического факультета. В этот день я пришёл сдавать зачёт. Было обидно вдвойне: люди собрались свои убеждения демонстрировать, я бы тоже был с ними, если бы знал заранее. Но всех скопом стали грузить в автобусы и развозить по отделениям. Одет я был в костюм, аккуратно причёсан, и вообще имел имидж провинциального комсомольца, который мечтает пролезть в бюро. Я выглядел настолько по-советски, что у меня только на лбу не было написано «СССР». В руках я держал портфель со всеми документами, какие только могут быть в природе: паспорт, комсомольский билет, комсомольская путёвка, вплоть до удостоверения донора. В отделении на милиционеров этот пакет документов произвёл большое впечатление: «Хорошо ты, гад, замаскировался». Большинство хиппарей отпустили домой, когда за ними приехали пролетарские родители с ремнями, но многим из нас эта история аукнулась позже».

Советские хиппиСоветские хиппи

Во время допросов хиппарям объясняли, что они — не просто пацифисты, а участники крупнейшей в истории Москвы антисоветской демонстрации. Лепет про США и Вьетнам никто не слушал. Разгон несостоявшегося шествия получил общественно-политический резонанс. В тот же вечер о нём рассказали зарубежные «голоса». Внимание хиппарям уделило и главное диссидентское издание — машинописная «Хроника текущих событий»: «За несколько дней до проведения задуманной демонстрации некто по прозвищу «Солнце» (авторитет среди московских хиппи) сообщил им, что демонстрация разрешена ВЦСПС… По слухам, сам Солнце во время задержания ребят во дворе университета был на Пушкинской площади, где также предполагалась демонстрация длинноволосых, но о ней «Хронике» ничего не известно. О том, каким репрессиям подверглись хиппи, «Хроника» сообщить не может — известно лишь о ряде случаев применения декабрьского Указа Верховного Совета 1963 года «О мелком хулиганстве», о случаях насильственной психиатрической госпитализации, о стрижке наголо наиболее волосатых, о профилактических беседах с хиппи сотрудников КГБ».Некоторые задержанные запомнили, как их данные милиционеры заносили в толстую тетрадь с надписью «ХИПИ» на обложке. Этот гроссбух вновь открыли через год, когда Москву зачищали от сомнительных элементов накануне визита президента США Ричарда Никсона. Одних хиппарей отправили в психушки, других посадили за хранение наркотиков. Капитановского внезапно отчислили из МГУ и уволили с завода, лишив брони от армии. Через два дня новоиспечённый призывник уже летел к месту службы на китайскую границу, причём в его команде было слишком много волосатиков.

Советские хиппиСоветские хиппи

Несостоявшаяся акция нанесла московским хиппи тяжёлый удар. На время они исчезли из городского пейзажа и вновь стали собираться на старых местах лишь через несколько лет. Пошёл гулять слух, пущенный, возможно, не без участия органов, что главным провокатором являлся Бураков. Верили этому далеко не все, но авторитет Солнца резко упал. «После московских событий интерес к хиппи у КГБ пропал, — говорит Александр Дормидонтов. — Они поняли, что явление стало массовым, что это чисто молодёжные приколы и ничего такого страшного нет».

Советские дети цветов хранили верность своей Системе и спустя десятилетия после событий на Психодроме. До сих пор значительная часть длинноволосых россиян 1 июня отмечает не только Международный день детей, но и хипповский праздник.

Источники:

  • Карасюк Д. История Свердловского рока. 1961-1991: От «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций». Екатеринбург., «Кабинетный Учёный», 2016
  • Богомолов А. Но всех бунтарей ожидает тюрьма // «Совершенно секретно», 02.06.2012
  • Изображение лида: Уфимский хиппи Миша со смоленской подругой, начало 1970-х. Источник: Soviet Hippies, 2017

Источник публикации: https://diletant.media/articles/45315255/?utm_source=vkontakte&utm_medium=social&utm_content=article

Переходите по ссылке и подписывайтесь на канал Записки Землян:
https://zen.me/1V172V

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение