Карелия. Летнее солнцестояние у древних карел

Виандёй

В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря.

Летнее солнцестоя́ние — момент, когда Солнце в своём движении по эклиптике попадает в самую северную её точку (летнее солнцестояние в Северном полушарии, в XXI веке приходится на 20 или 21 июня), либо в самую южную точку эклиптики (летнее солнцестояние в Южном полушарии, в XXI веке приходится на 20 — в конце века, 21 или 22 декабря).

Более очевидно для жителей высоких широт то, что летнее солнцестояние приходится на самый длинный день и самую короткую ночь в году, когда высота подъёма солнца на небосклоне является самой высокой. Поскольку летнее солнцестояние длится только краткий момент времени, то для дня, когда происходит летнее солнцестояние, используют другие названия, например: «середина лета», «самый длинный день» или «первый день лета».  

Солнцестояния и равноденствия в Северном полушарииСолнцестояния и равноденствия в Северном полушарии

К дохристианским традициям восходит и приходящийся на день летнего солнцестояния Иванов день (24 июня/7 июля), хотя по русскому православному календарю этот праздник "оторвался" от реального дня летнего солнцестояния. При этом промежуток времени между Ивановым (24 июня/7 июля) и Петровым (29 июня/12 июля) днями у карел считался праздничным: это было время "поворота". На большей части территории карел этот шестидневный промежуток времени называли Виандёй, временем Виандёй (Viandoi, Viandoi keski, Viandoi vali, -aika), в Сегозерье -livanan da Pedrun keski ("промежуток между Ивановым и Петровым днями"), в целом ряде мест - kesasvatkat, то есть летние святки. Время летнего солнцестояния совпадало в северных районах — как в Карелии, так и в Финляндии — с расцветом природы. Издавна оно рассматривалось как сакральное и было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой - наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье (Конкка А., 1992).

ВиандёйВиандёй

Так, в средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, даже убивать комаров - вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы (Virtaranta, 1958. S. 590-591). Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки. Считалось, что соблюдение этих норм обеспечит благополучие. В свое время Н. Лесков записал высказывание крестьян об этом: "зато и дает Бог хлеба людям..., когда все точно исполнялось" (Лесков Н., 1894. С. 514-515).

ВиандёйВиандёй

Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период "летних святок" готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться "живой водой" - заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности (Сухраско, 1977. С. 52-54; 1985. С. 144-145).

В ряде мест Карелии кануны Иванова и Петрова дней считались поминальными, с обязательным посещением родственных могил. В эти дни к часовням приносили дары - масло, яйца, отрезы ткани, приводили "завещанный скот". Пастухи собирали по дворам полагающееся им масло (Маслова, 1980. С. 224; Тароева, 1963. С. 32).

ВиандёйВиандёй

В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры (kokko) устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим. Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку Святой Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли (Virtaranta, 1958. S. 592). Сварив Уху, следовало непременно произнести приглашение: "Pyha Petru - vereksilla", то есть "Святой Петр - на свежую уху".

Источник публикации:
https://www.vottovaara.ru/kalendarnaya-obryadnost-i-prazdniki-karel.html

Переходите по ссылке и подписывайтесь на канал Записки Землян:
https://zen.me/w1XoU


Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение